Вопросы прав и свобод граждан

Принят Федеральный закон о специальной оценке условий труда

Принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в соответствии с которым на работодателя возлагаются обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда.

Такая оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией не реже чем один раз в пять лет.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; оценки уровней профессиональных рисков; иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и др. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона осуществляется Государственной инспекцией труда.

Разъясняются положения Федерального закона о потребительском кредите (займе)

21.12.2013 принят новый Федеральный закон от № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)". Законом впервые установлены ограничения предельной стоимости потребительского кредита. Так, полная стоимость потребительского кредита (займа) не может превышать среднерыночное значение более чем на одну треть. Данное среднерыночное значение ежеквартально будет устанавливать Банк России. Также законом определено, что размер неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату потребительского кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму потребительского кредита (займа) не может превышать двадцать процентов годовых. Законом раскрыто понятие полной стоимости кредита (займа), урегулированы особенности заключения договоров потребительского кредитования, начисления штрафных санкций, разрешения споров и т.д. При этом следует учитывать, что данный Федеральный закон вступает в силу 1 июля 2014 года.

Установлены новые Правила подключения к газоснабжению

С 1 марта 2014 года вступают в силу Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, которыми установлен порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства. В Правилах предусмотрены в том числе: порядок определения и предоставления технических условий; существенные условия договора о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения; сроки осуществления мероприятий по подключению. Предусмотрено, что с 2014 года газораспределительные организации ведут раздельный учет доходов и расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением) объектов капитального строительства к сетям газораспределения. Также внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (в частности, предусмотрен порядок осуществления платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и выделение для этой цели нескольких групп потребителей газа) и в некоторые другие акты Правительства Российской Федерации.

С 1 июля 2014 года рост платы за коммунальные услуги будет ограничен

Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Жилищный кодекс РФ дополнен статьей 157.1, запрещающей повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера указанной платы, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ.

Предельные индексы будут устанавливаться на основании индексов изменения размера указанной платы в среднем по субъектам РФ, утвержденных Правительством РФ, как правило, на срок не менее трех лет.

Предельные индексы и индексы изменения размера указанной платы в среднем по субъектам РФ на первый долгосрочный период должны быть установлены не позднее, чем 1 мая 2014 года и введены в действие с 1 июля 2014 года.

Правительством РФ также должны быть утверждены основы формирования индексов, определяющие, в частности, порядок расчета и применения индексов по Субъектам РФ и предельных индексов, мониторинга и контроля их соблюдением, а также основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований.

Федеральный закон вступил в силу со дня официального опубликования - 30.12.2013.

Виды способов управления многоквартирным домом

В соответствии с действующим жилищным законодательством собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме, лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В случае управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.

Если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Имеет ли право на занятие должности руководителя автошколы лицо, имеющее судимость

Автошкола является образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность в виде подготовки и переподготовки водителей автотранспортных средств. В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством. Перечень лиц, которые не могут быть допущены к осуществлению педагогической деятельности содержится в ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе: имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Соответственно, руководитель автошколы, имеющий непогашенную судимость за совершение преступлений указанных видов и категорий, должен быть уволен на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации - возникновение установленных Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" и от 17.12.2013 N 1176 "О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации" с 01 января 2014 года устанавливаются требования, которые должны соблюдаться при осуществлении организованной перевозки группы детей, в том числе детей-инвалидов, автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении.

Вводится понятие "организованная перевозка группы детей" - это организованная перевозка восьми и более детей в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству. Для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие следующих документов:

- договор фрахтования - в случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;

- документ, содержащий сведения о медицинском работнике, копия лицензии на осуществление медицинской деятельности или копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию, - при организованной перевозке группы детей в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более 3 часов;

- решение о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Госавтоинспекции;

- список набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) согласно ассортименту, установленному Роспотребнадзором, в случае нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов;

- список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, его телефона), список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка);

- документ, содержащий сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, его телефона);

- документ, содержащий порядок посадки детей в автобус;

- график движения, включающий в себя расчетное время перевозки с указанием мест и времени остановок для отдыха и питания, и схема маршрута.

Оригиналы указанных документов хранятся в течение 3 лет после осуществления каждой организованной перевозки группы детей.

К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее 1 года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.

Включение детей возрастом до 7 лет в группу детей для организованной перевозки автобусами при их нахождении в пути следования согласно графику движения более 4 часов не допускается.

В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускается организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночлега) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути). При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 50 километров.

В соответствии с ч.3 ст. 12.23 Кодекса об административных правонарушениях нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами, влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Обеспечение безопасных условий труда работников

С 1 января 2014 года в законную силу вступил Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Вместо аттестации рабочих мест работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда.

Согласно основным положениям указанного закона, специальная оценка условий труда включает в себя мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников.

Данная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда).

В связи с принятием указанного закона в Кодекс РФ об административных правонарушениях также внесен ряд изменений, вступающих в силу с 01.01.2015.

Так, за не проведение специальной оценки условий труда или нарушение процедуры ее проведения работодателю - организации грозит штраф в размере от 60 до 80 тыс. руб., а индивидуальному предпринимателю - от 5 до 10 тыс. руб.

Несвоевременное представление работником документов, подтверждающих факт временной нетрудоспособности, не может служить основанием для признания неуважительными причин его отсутствия на работе и увольнения за прогул

Гражданка обратилась в суд с иском к работодателю о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Судом установлено, что она, находясь в ежегодном отпуске, заболела и обратилась в медицинское учреждение, где ей было назначено лечение. О том, что заболела, гражданка сообщила на работу по телефону и просила продлить отпуск.

В соответствии со статьей 124 Трудового кодекса Российской Федерации в случае временной нетрудоспособности работника ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника.

По окончании лечения женщина вышла на работу, однако ей объявили об увольнении за прогул, мотивировав тем, что она своевременно не предупредила работодателя о своей болезни в период отпуска, представила листок временной нетрудоспособности только после выхода на работу.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении иска было отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев кассационную жалобу гражданки, признала выводы судебных инстанций ошибочными, отменила вынесенные по делу судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав, что несвоевременное представление работником документов, подтверждающих факт временной нетрудоспособности, не может служить основанием для признания неуважительными причин его отсутствия на работе и увольнения за прогул.

Какой порядок подачи заявления о несогласии на выезд за пределы территории России не достигшим возраста восемнадцати лет члена семьи лица, признанного беженцем, предусмотрен законом

Приказом ФМС России от 26.12.2013 № 700 «Об утверждении Порядка подачи заявления о несогласии на выезд за пределы территории Российской Федерации не достигшего возраста восемнадцати лет члена семьи лица, признанного беженцем» определены правила подачи в ФМС России заявления о несогласии на выезд из РФ несовершеннолетнего члена семьи лица, признанного беженцем.

Такое заявление подается лично в территориальных орган ФМС России одним из родителей по месту постановки на учет лица, признанного беженцем, членом семьи которого является ребенок.

Заявление оформляется на русском языке в свободной форме, с указанием ФИО, места жительства и гражданства заявителя и ребенка. Вместе с заявлением представляется удостоверение беженца, заверенные копии документов, подтверждающих родительские права.

Заявление не рассматривается, если на момент его подачи имеется вступившее в силу законное решение суда о возможности выезда ребенка за границу.

Вправе ли граждане, принятые в докторантуру до 1 января 2014 года получать стипендию?

Минобрнауки России рассмотрело спорную ситуацию, связанную с выплатой стипендий лицам, поступившим в докторантуру до 1 января 2014 года.

Как установлено частью 3 статьи 163 Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ, прием в докторантуру в соответствии с порядком приема, действовавшим до дня его вступления в силу, осуществлялся до 1 января 2014 года.

В связи с тем, что прежний порядок приема в докторантуру подразумевал выплату стипендий докторантам, по мнению министерства, лица, принятые в докторантуру до 1 января 2014 года за счет федерального бюджета, имеют право на получение стипендий до истечения срока их подготовки, но не позднее 1 января 2018 года.

Ужесточены антикоррупционные требования к кандидатам на выборные должности

В прошедшем году в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с целью совершенствования антикоррупционного законодательства внесены изменения, обязавшие кандидатов на выборные должности в органах государственной власти федерального и регионального уровней (депутаты, главы субъектов), а также глав муниципальных районов, городских округов, помимо иных документов, представлять в избирательные комиссии сведения о принадлежащих им и членам семьи (супругам и несовершеннолетним детям) объектах недвижимого имущества, расположенного заграницей, источниках средств, за счет которых оно приобретено, и об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации.

Кроме того, кандидатам на указанные должности надлежит представлять сведения о своих расходах, а также о расходах членов семьи и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Указанная процедура относится к каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, долей в уставных капиталах хозяйствующих субъектов в случае, если сумма сделки превышает общий доход семьи за три года, предшествующих ее совершению.

Справка о расходах кандидата утверждена Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № 546, предписывающим направлять в обязательном порядке в избирательную комиссию данный формуляр и при отсутствии подобных сделок.

Невыполнение перечисленных обязанностей является основаниями для отказа в регистрации кандидата.

Дополнительно на лиц, изъявивших желание быть избранными на указанные должности, возложена обязанность до регистрации в качестве кандидатов закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Несоблюдение кандидатом этих требований влечет за собой отмену его регистрации в судебном порядке.

С 2014 года все налоговые споры подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе

Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым с 2014 года все налоговые споры подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе.

Таким образом, налогоплательщику, прежде чем обратиться в суд с заявлением об обжаловании акта налогового органа ненормативного характера или действий (бездействия) его должностного лица, необходимо пройти процедуру досудебного обжалования.

При этом статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации вышестоящему налоговому органу предоставлено право при рассмотрении апелляционной жалобы, в случае установления существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, являющихся основанием для отмены решения, рассмотреть материалы проверки с соблюдением прав лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, устранить выявленные нарушения, отменить решение нижестоящего налогового органа и принять по делу новое решение.

Пленум ВАС РФ в пунктах 68 и 69 Постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что если налогоплательщиком в жалобе, направлявшейся в вышестоящий налоговый орган, не были заявлены доводы о нарушении инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, такого рода доводы могут быть не приняты судами во внимание при рассмотрении заявления налогоплательщика.

Таким образом, если, по мнению налогоплательщика, его права нарушены в связи с несоблюдением инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, то такие доводы необходимо указать в жалобе, направляемой в вышестоящий налоговый орган.

Инвалиды вследствие военной травмы имеют право на одновременное получение увеличенной пенсии и денежной компенсации

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2014 № 15-П признана неконституционной ч. 15 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее Закон № 306-ФЗ»). Норма неконституционна в той мере, в какой позволяет не выплачивать ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 13 данной статьи, гражданам, которые соответствуют одновременно следующим признакам:

получили военную травму в ходе военной службы по призыву; после увольнения с военной службы до установления инвалидности вследствие военной травмы проходили службу в органах внутренних дел;

получают увеличенную пенсию за выслугу лет на основании пункта "а" ст. 16 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, регулирующего пенсионное обеспечение бывших военнослужащих и сотрудников силовых ведомств.

Оспоренная норма запрещает выплачивать указанную компенсацию инвалидам вследствие военной травмы в случае, если они уже ее получают на основании других федеральных законов. В частности, согласно пункту "а" ст. 16 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 бывшие сотрудники силовых ведомств имеют право на надбавку к пенсии за выслугу лет, если они стали инвалидами вследствие военной травмы. Таким образом, граждане, получающие такую надбавку к пенсии за выслугу лет, лишались права на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную Законом № 306-ФЗ.

Такой подход к толкованию оспоренной нормы нарушает конституционный принцип равенства, так как право военного инвалида на ежемесячную денежную компенсацию полностью зависело от того, где он работал после получения военной травмы и увольнения с военной службы.

Надбавка к пенсии за выслугу лет и ежемесячная денежная компенсация в связи с инвалидностью вследствие военной травмы являются разными выплатами. В связи с этим на них не распространяется запрет на одновременное получение одной и той же выплаты на основании разных федеральных законов, установленный оспоренной нормой.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации вступило в законную силу со дня его официального опубликования (21.05.2014).

Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи

Право на охрану здоровья граждан гарантировано статьей 41 Конституции Российской Федерации. Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья определены главой 4 Федерального закона от 24.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ).

В соответствии со статьей 21 Закона № 323-Ф3, гражданин имеет право на выбор врача и медицинской организации.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2012 № 406н, утвержден Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - Порядок).

Настоящий Порядок регулирует отношения, связанные с выбором гражданином медицинской организации для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин.

Выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия (для ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия - его родителями или другими законными представителями), путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь.

Для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации.

При подаче заявления предъявляются оригиналы следующих документов:

Так, например: для детей после государственной регистрации рождения и до четырнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации:

-свидетельство о рождении;

-документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;

-полис обязательного медицинского страхования ребенка;

Для граждан Российской Федерации в возрасте четырнадцати лет и старше:

-паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

-полис обязательного медицинского страхования.

Для иностранных граждан постоянно проживающих в Российской Федерации:

-паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

-вид на жительство;

-полис обязательного медицинского страхования.

Кроме этого, Порядок предусматривает перечень необходимых документов для следующих лиц: для лиц, имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»; для лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации; для иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации; для лиц без гражданства, временно проживающих в Российской Федерации и других.

При осуществлении выбора медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, гражданин должен быть ознакомлен с перечнем врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) или фельдшеров, с количеством граждан, выбравших указанных медицинских работников, и сведениями о территориях обслуживания (врачебных участках) указанных медицинских работников при оказании ими медицинской помощи на дому.

Необходимо отметить, что действующим законодательством не предусмотрено временное закрепление гражданина за каким-либо медицинским учреждением.

Статьей 11 Закона № 323-Ф3 предусмотрено, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

За нарушение предусмотренных требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе уголовную в соответствии со статьей 124 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Внесены изменения в законодательство, регламентирующее трудовые права иностранцев-беженцев

Наряду с обязанностью работодателей привлекать и использовать труд иностранных работников только при наличии на это разрешения, а также с правом осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности при достижении им возраста восемнадцати лет и при наличии разрешения на работу, существует категория иностранных граждан, на которых этот порядок не распространяется.

Федеральным законом от 05.05.2014 №127-ФЗ расширен перечень субъектов, предусмотренных п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые обладают исключительным правом осуществлять трудовую деятельность без получения соответствующего разрешения.

Так, согласно нововведениям, иностранные граждане, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, освобождены от необходимости получать разрешение на работу при осуществлении трудовой деятельности.

Данная льгота действует до утраты статуса беженца или лишения статуса беженца (утраты временного убежища или лишения временного убежища).

Для юридических лиц увеличены штрафы за порчу земель

Учитывая природно-климатические и географические особенности Краснодарского края, приоритет сохранности земель сельскохозяйственного назначения, вопросы соблюдения природоохранного законодательства при использовании земельных участков имеют первостепенное значение.

Законодательством предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, отходами производства и потребления (статья 8.6 КоАП РФ).

Вступившими в законную силу с 13.04.2014 изменениями в КоАП РФ увеличена санкция (наказание) за указанное правонарушение.

Так, за уничтожение плодородного слоя почвы юридические лица будут уплачивать штраф в размере до 80 тыс. рублей.

Кроме того, в качестве альтернативного наказания сохранится административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Следует отметить, что к ответственности за порчу земель могут привлекаться не только собственники, арендаторы и иные обладатели прав на земельный участок, но и те, кто такими правами не обладает.

Изменение правового регулирования поставки коммунальных услуг для нужд граждан

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 №112 внесены изменения в ряд нормативно- правовых актов Правительства Российской Федерации, регламентирующие правоотношения в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно действующему законодательству на потребителя коммунальных услуг возложена обязанность по их оплате своевременно и в полном объеме. Неисполнение потребителем указанных требований является основанием для ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.

Так, в соответствии со вступившим в силу 01.03.2014 изменениями в Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. №549, до приостановления исполнения договора по газоснабжению поставщик обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней.

Ранее приостановка поставки газа допускалась при ее неоплате или неполной оплате в течение трех расчетных периодов подряд. Также, предусматривалась необходимость двух уведомлений о предстоящем приостановлении подачи газа за 40 и за 20 календарных дней соответственно до дня приостановления.

В силу требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и частных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354, изложенных в новой редакции, срок погашения задолженности по коммунальным услугам после получения соответствующего уведомления от их поставщика сокращен с 30 до 20 календарных дней. В случае если по истечении данного срока оплата не была произведена, предоставление такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено.

Установлено также, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы (ранее – трех месячных размеров платы) за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления.

Вопросы соблюдения законов о несовершеннолетних

 

Разъяснение положений Федерально­го закона от 03.02.2014 № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 108 Фе­дерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

15 февраля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 03.02.2014 № 11 -ФЗ «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Рос­сийской Федерации».

Утративший силу 1 сентября 2013 года Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предос­тавлял возможность зачислять в высшие учебные заведения для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их чис­ла, вне конкурса при условии успешного прохождения ими вступительных испы­таний. Пришедший ему на смену Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лишил данную категорию лиц такой воз­можности.

В целях поддержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в реализации ими права на образование, и был принят Федеральный закон от 03.02.2014 № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Как предусмотрено законом, до 01.01.2017 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при условии успешного прохождения вступительных испытаний имеют право внеконкурсного приема на обучение по имеющим госу­дарственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалите-та в пределах установленной квоты.
При этом в соответствии со ст.71 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» такая квота не может быть менее 10% общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных средств.

Лишение родительских прав является крайней мерой

Гражданка обратилась в суд с иском к своему бывшему супругу о лишении родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына. Требования мотивировала тем, что ответчик алименты на содержание ребенка не платит, подарки не дарит, участия в его воспитании не принимает.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, пояснил, что любит сына. В судебном заседании установлено, что он периодически виделся с ребенком, общался с ним, выезжал в парк на прогулки, частично платил алименты.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» лишение родительских прав является крайней мерой.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что лишение ответчика родительских прав, является преждевременным. В то же время суд принял решение об ограничении родительских прав ответчика.

Истица, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу, в которой просила лишить ответчика родительских прав.

Судебная коллегия по гражданским делам краевого суда, рассмотрев 11.03.2014 апелляционную жалобу истицы, не согласилась с ее доводами и оставила решение суда первой инстанции без изменения.

В силу п. 2 ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации, если ответчик не изменит своего отношения к ребенку, орган опеки и попечительства по истечении 6 месяцев после вынесения решения об ограничении родительских прав будет обязан обратиться с иском о лишении его родительских прав.

Какой порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов предусмотрен законом?

Приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2014 № 31472, обновлены правила выдачи аттестатов, порядок заполнения бланков аттестатов и приложений к ним, а также их учет и хранение.

Установлено, что итоговые оценки за 11 -ый класс при занесении их в аттестат определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых оценок выпускника за каждый год обучения по программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами с округлением.

В таком же порядке (на основании полугодовых и годовых оценок) определяются и итоговые оценки за 9-ый класс по русскому языку и математике.

Признан утратившим силу Приказ Минобрнауки РФ от 28.02.2011 № 224, которым устанавливался ранее действовавший порядок выдачи аттестатов.

Разъяснение положений приказа Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

16.05.2014 в Российской газете опубликован приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования», которые действует с 27.05.2014.

Приказом регламентировано, что правила приема в конкретный детский сад определяются им самостоятельно, но лишь в части, не урегулированной законодательством об образовании, и должны обеспечивать прием в детский сад всех детей, имеющих право на получение дошкольного образования. Правила приема в государственные и муниципальные детские сады должны обеспечивать прием всех детей, проживающих на территории, за которой закреплен такой детский сад.

Прием в детский сад будет осуществляться в течение всего календарного года, при наличии свободных мест. Документы о приеме должны подаваться в тот сад, в который получено направление органа местного самоуправления или органа государственной власти субъекта РФ, поставившего ребенка на учет и зачислившего его в детский сад.

При первичном приеме в детский сад родителю (законному представителю) ребенка потребуется подать в сад заявление, а также предъявить оригинал документа, удостоверяющего личность родителя, оригинал свидетельства о рождении ребенка, а также документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или месту пребывания. Детским садам запрещено требовать от родителей документы, не предусмотренные законодательством об образовании.

После приема документов детский сад должен заключить с родителями ребенка договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования. Ребенок должен быть зачислен в детский сад в течение 3 рабочих дней после заключения договора.

 

 

Вопросы рассмотрения уголовных дел в суде

 

Уголовная ответственность за нарушение законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины

Лес является одним из главных природных богатств нашей страны, представляет собой огромный ресурсный потенциал и выполняет различные экологические, экономические, культурные и рекреационные функции. Поэтому вопросы правильного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов становятся наиболее актуальными в современном мире.

Отношения по поводу использования и охраны лесных насаждений на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Лесным кодексом РФ, правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также гражданским и земельным законодательством.

В частности, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной и пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Незаконная рубка лесных насаждений является одним из наиболее распространенных преступлений в сфере лесопользования, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 260 Уголовного кодекса РФ. Уголовно-наказуемым признается незаконная рубка, как деревьев, так и кустарников, и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, включая те, которые выросли сами по себе, так и те, которые высажены человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов.

Под рубкой лесных насаждений понимается их спиливание, срубание или срезание, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня. Виды рубок и виды допустимых к рубке насаждений определяются ст. ст. 16, 17 Лесного кодекса РФ.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной и муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

В последние годы уголовная ответственность за данный вид преступлений усилена. В настоящее время за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, по ч. 1 ст. 260 УК РФ может быть назначено наказание от штрафа в размере до 200000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет до лишения свободы на срок до 1 года.

В случае совершения данного преступления группой лиц, либо лицом с использованием своего служебного положения, либо если ущерб причинен в крупном размере, ч. 2 ст. 260 УК РФ предусмотрено более строгое наказание, которое может быть назначено виновному вплоть до лишения свободы на срок 3 года с лишением виновного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

При наличии квалифицирующих признаков совершения данного преступления в особо крупном размере либо организованной группой лиц уголовная ответственность наступает по ч. 3 ст. 260 УК РФ и сумма штрафа может составить от 500000 руб. до 1000000 руб., а лишение свободы - на срок до 6 лет с лишением виновного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к ним деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по таксам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273, превышающий 5000 руб., крупным размером - 50000 руб., особо крупным размером - 150000 руб.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Как правило, преступления в данной сфере совершаются с прямым умыслом и с корыстной целью.

Другой разновидностью преступлений в сфере использования лесов являются преступления, связанные с уничтожением или повреждением лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, ответственность за которые предусмотрена ст. 261 УК РФ.

Общественную опасность данных преступлений трудно переоценить, поскольку вред преступными действиями виновных лиц причиняется лесам, имеющим не только большое хозяйственное значение, но и предохраняющим от разрушения плодородные почвы, способствующим улучшению климата и водного режима, наконец, являющимися «легкими» планеты.

 

Исполнение уголовного наказания в виде штрафа

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрен такой вид наказания как штраф, то есть денежное взыскание.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным, заработной платы или иного дохода.

Штраф может назначаться в качестве основного наказания, а также в качестве дополнительного наказания.

Если за совершенное преступление штраф назначен в качестве основного наказания, то его нельзя назначить в качестве дополнительного наказания за это же преступление.

Исходя из положений части 3 статьи 46 Уголовного кодекса Российской Федерации, штраф может быть назначен как без рассрочки, так и с рассрочкой выплаты до пяти лет.

Взыскание штрафа производится в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Если судом назначено осужденному наказание в виде штрафа в качестве основного или дополнительного вида уголовного наказания, то суд, на основании статьи 103 Федеральным законом «Об исполнительном производстве», направляет в подразделение судебных приставов вместе с исполнительным листом о взыскании штрафа копию приговора, на основании которого оформлен исполнительный лист, и распоряжение об исполнении приговора на основании чего выносится постановление о возбуждении исполнительного производства.

В том случае, если осужденный к штрафу, не имеет возможности единовременно уплатить штраф, то он вправе обратиться в суд, постановивший приговор с ходатайством о предоставлении рассрочки уплаты штрафа определенными частями на срок до 5 лет или отсрочку уплаты на тот же срок на стадии исполнения приговора.

В соответствии со статьей 31 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу, если не имеется решение суда о предоставлении рассрочки или отсрочки по уплате штрафа.

Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты, а также осужденный, в отношении которого суд принял решение о рассрочке уплаты штрафа, обязан в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

В соответствии со статьей 32 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный ч. 1, ч.З ст. 31 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Судебный пристав-исполнитель, в постановлении о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требования об уплате штрафа за преступление (первой части штрафа, если судом принято решение о рассрочке его уплаты) устанавливает тридцать календарных дней со дня вступления приговора в законную силу.

Кроме того, в постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель уведомляет должника о том, что неуплата штрафа (части штрафа, если его выплата назначена частями) в установленный срок является злостным уклонением от уплаты штрафа и влечет замену штрафа другим видом наказания.

Если же осужденный, злостно уклоняется от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, то судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания.

Усилена ответственность за экстремистские преступления

Законодателем практически по всем составам статей Уголовного кодекса Российской Федерации, касающихся экстремизма увеличены штрафные санкции.

Увеличиваются и сроки лишения свободы за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, публичное или с использованием СМИ возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по половым, расовым, национальным языковым, религиозным признакам социальной принадлежности.

Например, по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства максимальный срок лишения свободы увеличен до пяти лет.

Изменения помимо собственно наказаний за совершенные преступления коснулись еще и подсудности уголовных дел (статья 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Отныне подсудимых по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации не смогут судить мировые судьи. Тех, кто возбуждал ненависть либо вражду или унижал человеческое достоинство, будут судить федеральные судьи.

Есть у нового закона и другая сторона, которая не отражена непосредственно в тексте самого документа.

Санкции увеличили и таким образом, одновременно перевели целую группу преступлений в более тяжкую категорию (ст. 280, 282, 282.1 и 282.2 УК РФ). Существенное ужесточение мер ответственности связано с масштабностью неблагоприятных последствий. Ведь согласно статье 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлениями небольшой тяжести являются деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести – с наказанием не свыше 5 лет. Тяжкими – не свыше 10 лет.

А от степени тяжести преступления зависит и объем процессуальных полномочий органов расследования. Например, по закону телефонная прослушка допускается только в отношении тех, кто подозревается в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

То есть, к примеру, раньше оперативникам судьи не разрешали наружное наблюдение, не давали разрешения прослушивать телефонные разговоры даже тех, кто потом подстрекал к экстремистским действиям и имел отношение к подготовке смертников.

Какие уголовные дела рассматриваются судом с участием присяжных заседателей?

Суд присяжных, это одна из форм судопроизводства, принятая в настоящее время в Российской Федерации. Указанная форма судопроизводства введена Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации в 2001 году и действует на территории Хабаровского края с 1 июля 2003 года.

Рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей избирается только по ходатайству обвиняемого. Если обвиняемый не заявил ходатайства о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, то дело рассматривается другим составом суда. Окончательное решение о рассмотрении дела судом присяжных принимается на предварительном слушании.

С участием присяжных заседателей рассматриваются не все уголовные дела, а только те, которые согласно требованиям ч. 3 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации подсудны краевому или областному суду, в том числе дела о преступлениях, предусмотренных ст. 105 ч. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации - умышленное убийство с отягчающими обстоятельствами, 126 ч. 3 Уголовного кодекса Российской Федерации – похищение человека организованной группой, ст. 209 Уголовного кодекса Российской Федерации – бандитизм, ст. 211 Уголовного кодекса Российской Федерации – угон воздушного судна или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, ст.277 Уголовного кодекса Российской Федерации – посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, ст. 317 Уголовного кодекса Российской Федерации – посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, ст. 357 Уголовного кодекса Российской Федерации – геноцид, ст. 358 Уголовного кодекса Российской Федерации – экоцид и другие.

Отнесенные к подсудности краевых (областных) судов дела о преступлениях против половой неприкосновенности лиц, не достигших 14- летнего возраста, предусмотренные статьями 131 (ч.ч. 4-5), 132 (ч.ч. 4-5), 134 ч.6 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также дела преступлениях, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти, против мира и безопасности человечества, предусмотренные статьями 205 Уголовного кодекса Российской Федерации – террористический акт, ст. 212 Уголовного кодекса Российской Федерации – массовые беспорядки, ст. 275 Уголовного кодекса Российской Федерации – государственная измена, ст. 278 Уголовного кодекса Российской Федерации – насильственный захват власти или насильственное удержание власти, ст. 279 Уголовного кодекса Российской Федерации – вооруженный мятеж, с участием присяжных заседателей не рассматриваются.

Особенности и порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей установлены требованиями главы 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Особенности привлечения к уголовной ответственности за преступления, совершенные в группе

Преступные деяния, совершенные группой лиц, по сравнению с единичным исполнением преступления, имеют повышенную степень общественной опасности и влекут более строгое наказание.

Согласно положениям статьи 35 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление считается совершенным группой лиц, если в нем совместно, но без предварительной договоренности участвовало более двух лиц.

Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления.

Под организованной группой понимается устойчивая группа лиц, объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Она отличается наличием организатора (руководителя), стабильностью состава, распределением ролей между участниками группы.

Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения тяжких либо особо тяжких преступлений для получения материальной выгоды.

При этом наибольшую опасность представляют последние два вида групповой преступности.

Вопросы рассмотрения гражданских, арбитражных дел в суде

Введен новый порядок подачи и рассмотрения частных жалоб по гражданским делам

Федеральным законом от 28.12.2013 № 436-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" введен новый порядок подачи и рассмотрения частных жалоб по гражданским делам.

Изменения внесены в целях приведения статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в соответствие с ее конституционно-правовым смыслом.
В частности, на суд возложена обязанность направлять лицам, участвующим в деле, копии частной жалобы, представления прокурора и приложенных к ним документов с назначением разумного срока, в течение которого указанные лица вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно частной жалобы с приложением подтверждающих их документов.

Установлен перечень определений суда первой инстанции, частные жалобы и представления прокурора в отношении которых, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.

Так, в силу ч.3 ст.333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, о принудительном исполнении или об отказе в принудительном исполнении решения иностранного суда, о признании или об отказе в признании решения иностранного суда, о признании и исполнении или об отказе в признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей), об отмене решения третейского суда или отказе в отмене решения третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.

Закреплено право суда апелляционной инстанции вызывать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание с учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, представления прокурора и возражений относительно них.

Внесены изменения в законодательство, касающееся рассмотрение судами дел о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации

Федеральным законом от 05.05.2014 № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» дополнен Гражданский процессуальный кодекс РФ главой 22.2, которая регулирует рассмотрение судами дел о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора РФ. В настоящее время таким договором является Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, подписанная в г.Гааге 25.10.1980.

Обратиться в суд с заявлением о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа к нему смогут родители ребенка, иные лица, считающие, что ответчиком нарушены их права в отношении ребенка, а также прокурор. Законом определены суды на территории каждого федерального округа, уполномоченные рассматривать такие заявления.

Дела будут рассматриваться с обязательным участием органа опеки и попечительства и прокурора.

До окончания рассмотрения дела суд сможет запретить ответчику изменять место пребывания ребенка и временно ограничить его выезд из России. Если место пребывания ответчика и (или) ребенка неизвестно, суд обязан вынести определение объявить их розыск. Разыскивать детей будут судебные приставы-исполнители.

В случае, если суд примет решение об отобрании ребенка и передаче его другому лицу, исполнять его будут судебные приставы-исполнители с обязательным участием органов опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок. При необходимости судебные приставы могут привлекать полицейских, детского психолога, врача, педагога и иных специалистов.

Кроме того, согласно поправкам судебные приставы-исполнители смогут разыскивать детей на основании запросов центрального органа, назначение которого предусмотрено указанной Конвенцией. В настоящее время таким органом является Министерство образования и науки Российской Федерации.

Полномочия прокурора по оспариванию судебных постановлений, вынесенных в порядке гражданского судопроизводства

Полномочия прокурора по оспариванию судебных постановлений, вынесенных в порядке гражданского судопроизводства, закреплены в статьях 320, 331, 376 и 391.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

В соответствии со ст.ст. 320, 331 ГПК РФ право принесения апелляционного представления на не вступившее в законную силу судебное постановление принадлежит прокурору, участвующему в деле.

Согласно ст.ст. 376, 391.1 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы прокурором в суд кассационной и, соответственно, надзорной инстанций также лишь в случае, если дело, по результатам рассмотрения которого судом вынесено постановление, предусматривает участие прокурора и при условии, что такие судебные постановления являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

По смыслу положений статей 34, 35 и 45 ГПК РФ, прокурором, участвующим в деле, является прокурор, который обратился в суд первой инстанции с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или вступил в процесс для дачи заключения по делам, предусматривающим его участие ГПК РФ и другими федеральными законами. При этом прокурор обладает правом принесения представления на судебные постановления по таким делам независимо от его личного присутствия в судебном заседании суда первой инстанции.

В силу ч. 3 ст. 45 ГПК РФ к числу дел, предусматривающих обязательное участие прокурора, относятся дела о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Вступление прокурора в процесс предусматривают также дела об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 252 ГПК РФ), о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260 ГПК РФ), об усыновлении и отмене усыновления (ст. ст. 125, 140 СК РФ, ст. 273 ГПК РФ), о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ), об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ), о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 304 ГПК РФ), о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. ст. 70, 72, 73 СК РФ), об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст. 10 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации").

С учетом положений гражданского процессуального законодательства Российской Федерации, в частности Гражданского процессуального кодекса РФ, при самостоятельном обращении гражданина в суд с иском (заявлением) по делу, не предусматривающему обязательное участие прокурора, последний не наделен полномочиями по оспариванию вынесенных судом по такому делу постановлений (решений, определений).

При самостоятельном обращении гражданина в суд с иском (заявлением) по делу, предусматривающему обязательное участие прокурора, последний вправе оспорить вынесенное судом постановление лишь в случае разрешения спора по существу, например, о прекращении производства по делу, об удовлетворении либо отклонении требований истца. В случае вынесения постановления об оставлении иска (заявления) гражданина без движения, о возвращении иска (заявления) гражданина, об отказе в принятии иска (заявления) гражданина, когда гражданское дело судом не возбуждено и, соответственно, не принято к производству, у прокурора отсутствуют полномочия по обжалованию таких судебных актов.

Меню 

Форма авторизации

Кто Онлайн 

Сейчас 20 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Счетчик

Scroll to top