Печать

Joomla 3.0

           Прокуратурой района проведено обобщение деятельности, связанной с соблюдением законодательства об исполнении уголовных наказаний без изоляции осужденных от общества в виде обязательных и исправительных работ.

В ходе его проведения установлено следующее.

1. В соответствии с п. «г» ст.44 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) одним из видов уголовных наказаний являются обязательные работы.

            Ст.49 УК РФ предусмотрено, что обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, которые устанавливаются на срок от 60 до 480 часов и отбываются не свыше 4 часов в день.

            На протяжении нескольких последних лет органами местного самоуправления была проделана значительная работа, связанная с определением (по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией) вида обязательных работ и объектов, на которых они должны отбываться на территориях поселений.

Данная работа привела к определенным положительным результатам.

Так, согласно ст.25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) в настоящее время круг объектов, на которых возможно отбывание обязательных работ, является достаточно широким.

Ими, в частности, могут быть предприятия (учреждения, организации) различных форм собственности, целью деятельности которых не является извлечение прибыли. К ним относятся органы местного самоуправления, учреждения образования, культуры, здравоохранения и т.д.

Как свидетельствует практика - применение наказания в виде обязательных работ именно в силу своей реальности (в отличие, например, от условного наказания) зачастую способно оказать наиболее серьезное воздействие на осужденного.

Соответственно, в 2018 году судами района обязательные работы в виде уголовного наказания назначались чаще всего, а именно – в отношении 9 из 45 осужденных (или 18,8%).

При этом важно отметить, что в результате наличия достаточно широкого перечня объектов по отбытию осужденными обязательных работ у государственных обвинителей из числа прокурорских работников в настоящее время имеется реальная возможность в ходе рассмотрения судами уголовных дел чаще предлагать назначить, а у судов - назначать наказание в виде обязательных работ.

То есть – назначать за совершенное преступление именно реальное наказание.

Немаловажно и то, что, согласно сложившейся практике обязательные работы, как правило, заключаются в уборке улиц, иных мест массового пребывания граждан, выполнении различных работ по благоустройству, очистке от снега, озеленению населенных пунктов, наведению и поддержанию порядка и т.п. мероприятиях, в т.ч. достаточно трудоемких.

Важно также, что при этом лица, осужденные за совершение преступлений, как правило, небольшой и средней тяжести, получают возможность отбывать наказание фактически без отрыва от дома и семьи, а их труд (хоть и по приговору суда) идет на пользу району.

Следовательно, применение обязательных работ может способствовать не только исправлению осужденных и предупреждению совершения новых преступлений, но и реальному улучшению состояния населенных пунктов района.

2. В соответствии с п. «д» ст.44 УК РФ одним из видов уголовных наказаний являются исправительные работы.

            Ст.50 УК РФ предусмотрено, что исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его.

Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы.

Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.

Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

           В период 2017-18 г.г. органами местного самоуправления была проделана существенная работа, связанная с определением (по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией) мест (объектов), на которых исправительные работы должны отбываться на территориях поселений.

В связи с этим в настоящее время в районе созданы реальные условия для отбывания указанного вида наказания, а именно - объекты отмеченной категории определены, исправительные работы на них могут отбываться и отбываются.

Соответственно, в 2018 году судами района 8 из 45 осужденных (или 20%) было назначено именно это наказание.

При этом согласно сложившейся практике наказание в виде исправительных работ в значительной части применяется, например, при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.157 УК РФ («Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей»).

То есть - применение исправительных работ может способствовать не только исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений, но и реальной материальной помощи - перечислению денег - их несовершеннолетним детям.

3. Безусловно, применение наказаний в виде обязательных и исправительных работ играет положительную роль в профилактике преступлений, в частности – противодействии повторной (в т.ч. рецидивной) преступности.

1) Соответственно, например, в период 3 месяцев 2019 года по сравнению с 3 месяцами 2018 года (далее – аналогичный период прошлого года, или АППГ) в районе имеет место снижение общего числа зарегистрированных преступлений (с 29 до 20, или на 31%).

2) Далее, с 14 до 10 по сравнению с АППГ (или на 28,6%) снизилось число раскрытых преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления.

3) Кроме того, с 6 до 3 по сравнению с АППГ (или на 50%) снизилось число раскрытых преступлений, совершенных ранее судимыми лицами.

4) Соответственно, убийства (с покушениями), случаи причинения тяжкого вреда здоровью, разбои, грабежи, вымогательства, изнасилования и т.п. дерзкие, опасные преступления в т.г. в районе не регистрировались.

4. Тем не менее, в 2018-19 г.г. в ходе прокурорских проверок в деятельности органов местного самоуправления неоднократно выявлялись нарушения отмеченной категории, связанные, например, с:

- недостаточным контролем за порядком отбывания лицами назначенных наказаний;

- выполнением осужденными общественно-полезных работ на объектах, не предназначенных для этого;

- несвоевременным информированием УИИ о допущенных осужденными нарушениях - и т.д.

По всем выявленным нарушениям внесены акты прокурорского реагирования – рассмотрены и удовлетворены.

5. Указанные вопросы (как относящиеся к числу наиболее важных) были обсуждены в рамках работы расширенного координационного совещания руководителей районных правоохранительных органов, на котором подводились итоги 2018 года и ставились задачи на 2019 год (проведено в феврале т.г.).

(По информации прокуратуры Тужинского района)