Печать

Joomla 3.0

Стратегией  противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 закреплено такое понятии, как идеология экстремизма - система взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов. 

Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий. 

В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии. Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой идеологии. 

За последние годы в Российской Федерации создана своя система законодательства в сфере предупреждения и противодействия террористической и экстремистской деятельности. Особый упор сделан на совершенствование правовой базы и использование правовых рычагов для предотвращения и должного реагирования на экстремистские проявления в общественной среде и террористическую деятельность. 

Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. 

Правовую основу общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, названные мной ранее федеральные законы «О противодействии экстремисткой деятельности» и «О противодействии терроризму», нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства, Стратегия национальной безопасности до 2020 года, Военная доктрина, Концепция противодействия терроризму, Стратегия противодействия экстремизму до 2025 г., а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области 

Противодействие экстремистской и террористической деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: 

Первое направление - принятие профилактических мер, направленных на предупреждение данной деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих её осуществлению. 

Указанный пункт включает в себя совместную работу органов власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных организаций начиная от принятия Целевых программ, предусматривающих бюджетное финансирование, включающих в себя мероприятия по воспитательной, пропагандистской работе, направленной на предупреждение экстремистской деятельности, заканчивая укреплением антитеррористической защищенности объектов особой важности, мест с массовым скопление людей, социальных учреждений и т.д. 

В этой связи в  Кировской области, как на уровне субъекта, так и в органах местного самоуправления образованы межведомственные комиссия по профилактике экстремизма, антитеррористические комиссии. 

Второе направление - это непосредственное выявление и пресечение правоохранительными органами экстремистской и террористической деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. 

  Для оперативности выявления экстремистских и террористических угроз необходимы усилия не только правоохранительных органов, но и гражданского общества, направленные на патриотическое воспитание населения, развитие толерантного (терпимого) отношения общества ко всем расам и религиям, воспитание правового сознания. 

Важнейшее значение в деле предупреждения терроризма имеет общественная изоляция террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, выявление и ликвидация источников их финансирования, включая легитимные и криминальные доходы террористов как внутри страны, так и из-за рубежа. 

В связи с чем, значимую роль в противодействии экстремизму и терроризму выполняют органы прокуратуры. 

Если мы обратимся к Федеральному закону от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремизму», то отметим, что ст. 7 Закона предусмотрено вынесение общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, предупреждения в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. Такое предупреждение выносится Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором. 

Кроме того, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель обладают исключительными полномочиями объявлять предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности на основании ст. 6 Закона. 

Предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средство массовой информации и осуществления им экстремистской деятельности также может быть вынесено Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации. 

Поскольку в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, то такие объединения могут быть ликвидированы, а деятельность, повлекшая за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора. По аналогичным основаниям возможно прекращение экстремисткой деятельности соответствующих средств массовой информации.